Все статьи
Содержание

    Kotlin DSL: Теория и Практика

    Sql, RegExp, Gradle — что их объединяет? Всё это примеры использования проблемно-ориентированных языков или DSL (domain-specific language). Каждый такой язык решает свою узконаправленную задачу, например, запрос данных из БД, поиск совпадений в тексте или описание процесса сборки приложения. Язык Kotlin предоставляет большое количество возможностей для создания собственного проблемно-ориентированного языка. В ходе статьи мы разберемся, какие инструменты есть в арсенале программиста, и реализуем DSL для предложенной предметной области.

    Весь синтаксис, представленный в статье, я объясню максимально просто, однако, материал рассчитан на практикующих инженеров, которые рассматривают Kotlin, как язык для построения проблемно-ориентированных языков. В конце статьи будут приведены недостатки, к которым нужно быть готовым. Используемый в статье код актуален для Kotlin версии 1.1.4-3 и доступен на GitHub.

    Что такое DSL?

    Языки программирования можно разделить на 2 типа: универсальные языки (general-purpose programming language) и предметно-ориентированные (domain-specific language). Популярные примеры DSL — это SQL, регулярные выражения, build.gradle. Язык уменьшает объем предоставляемой функциональности, но при этом он способен эффективно решать определенную проблему. Это способ описать программу не в императивном стиле (как нужно получить результат), а в декларативном или близком к декларативному (описать текущую задачу), в таком случае решение проблемы будет получено исходя из заданной информации.

    Допустим, у вас есть стандартный процесс выполнения, который иногда может меняться, дорабатываться, но в целом вы хотите использовать его с разными данными и форматом результата. Создавая DSL, вы делаете гибкий инструмент для решения различных задач из одной предметной области, при этом конечный пользоваель вашего DSL не задумывается о том, как решение задачи будет получено. Это некоторое API, виртуозно пользуясь которым, вы можете сильно упростить себе жизнь и долгосрочную поддержку системы.

    В статье я рассмотрел построение "внутреннего" DSL на языке Kotlin. Такой вид проблемно-ориентированных языков реализуется на основе синтаксиса универсального языка. Подробнее об этом вы можете прочитать по ссылке.

    Область применения

    Один из лучших способов применить и продемонстрировать Kotlin DSL, на мой взгляд, это тесты.

    Предположим, что вы пришли из мира Java. Часто ли вам приходилось снова и снова описывать стандартные экземпляры сущностей для довольно крупной модели данных? Вероятно, что для этого вы использовали какие-нибудь билдеры или, еще хуже, специальные утилитные классы, которые под капотом заполняли значения по умолчанию? Как много у вас перегруженных методов? Как часто вам нужно «совсем немного» отклониться от значений по умолчанию и как много работы для этого приходится делать сейчас? Если ничего, кроме негатива, у вас эти вопросы не вызывают, то вы читаете правильную статью.

    Длительное время на нашем проекте, посвященном образовательной сфере, мы точно так же, с помощью билдеров и утилитных классов, покрывали тестами один из важнейших модулей системы — модуль построения учебного расписания. На смену этому подходу пришел язык Kotlin и DSL для формирования различных вариантов применения системы планирования и проверки результатов. Ниже вы увидите примеры того, как мы воспользовались возможностями языка и превратили разработку тестов подсистемы планирования из пытки в удовольствие.

    В ходе статьи мы разберемся в конструкции DSL для тестирования небольшой демонстрационной системы планирования занятий между учеником и преподавателем.

    Основные возможности

    Давайте перечислим основные преимущества Kotlin, которые позволяют достаточно чисто писать на этом языке и доступны для построения собственного DSL. Ниже представлена таблица с основными улучшениями синтаксиса языка, которые стоит использовать. Просмотрите этот список внимательно. Если большая часть конструкций для вас не знакома, то желательно читать последовательно. Однако если вы не знакомы с одним или двумя пунктами, то можете перейти сразу к ним. Если всё здесь для вас знакомо, то вы можете перейти к обзору недостатков использования DSL в конце статьи. Если вы хотите дополнить этот список, то, пожалуйста, напишите свои варианты в комментариях.

    Название функциональности DSL синтаксис Обычный синтаксис
    Переопределение операторов collection += element collection.add(element)
    Псевдонимы типа typealias Point = Pair<Int, Int> Создание пустых классов-наследников и прочие костыли
    Соглашение для get/set методов map["key"] = "value" map.put("key", "value")
    Мульти-декларации val (x, y) = Point(0, 0) val p = Point(0, 0); val x = p.first; val y = p.second
    Лямбда за скобками list.forEach { ... } list.forEach({...})
    Extention функции mylist.first(); // метод first() отсутствует в классе коллекции mylist Утилитные функции
    Infix функции 1 to "one" 1.to("one")
    Лямбда с обработчиком Person().apply { name = «John» } Нет
    Контролирование контекста @DslMarker Нет

    Нашли для себя что-то новое? Тогда продолжим.

    В таблице намеренно пропущены делегированные свойства, так как, на мой взгляд, они бесполезны для построения DSL в том виде, который мы будем рассматривать. Благодаря указанным возможностям вы сможете писать код чище, избавиться от большого количества "шумного" синтаксиса и при этом сделать разработку еще более приятным занятием ("куда уж приятнее?" — спросите вы). Мне понравилось сравнение из книги Kotlin in Action, в натуральных языках, например, в английском, предложения построены из слов и грамматические правила управляют тем, как нужно объединять слова друг с другом. Аналогично в DSL, одна операция может быть сложена из нескольких вызовов методов, а проверка типов обеспечит гарантию, что конструкция имеет смысл. Естественно, порядок вызовов может быть не всегда очевиден, но это остается на совести проектировщика DSL.

    Важно понимать, что в этой статье мы будем рассматривать «внутренний DSL», т.е. проблемно-ориентированный язык базируется на универсальном языке — Kotlin.

    Пример финального результата

    Прежде чем мы приступим к построению нашего проблемно-ориентированного языка, я хочу продемонстрировать результат того, что вы сможете построить после прочтения статьи. Весь код вы можете найти на GitHub репозитории по ссылке. Ниже рассмотрен DSL для тестирования поиска преподавателя для студентов по интересующим их предметам. В этом примере есть фиксированная временная сетка и мы проверяем, что занятия размещены в плане преподавателя и студента в одно и то же время.

    schedule {
        data {
            startFrom("08:00")
            subjects("Russian",
                    "Literature",
                    "Algebra",
                    "Geometry")
            student {
                name = "Ivanov"
                subjectIndexes(0, 2)
            }
            student {
                name = "Petrov"
                subjectIndexes(1, 3)
            }
            teacher {
               subjectIndexes(0, 1)
               availability {
                 monday("08:00")
                 wednesday("09:00", "16:00")
               } 
            }
            teacher {
                subjectIndexes(2, 3)
                availability {
                    thursday("08:00") + sameDay("11:00") + sameDay("14:00")
                }
            }
            // data { } won't be compiled here because there is scope control with
            // @DataContextMarker
        } assertions {
            for ((day, lesson, student, teacher) in scheduledEvents) {
                val teacherSchedule: Schedule = teacher.schedule
                teacherSchedule[day, lesson] shouldNotEqual null
                teacherSchedule[day, lesson]!!.student shouldEqual student
                val studentSchedule = student.schedule
                studentSchedule[day, lesson] shouldNotEqual null
                studentSchedule[day, lesson]!!.teacher shouldEqual teacher
            }
        }
    }
    

    Инструменты

    Полный список инструментов для построения DSL, был приведен выше. Каждый из них был использован в примере и, исследуя код по ссылке, вы можете изучить построение таких конструкций. Мы не раз будем возвращаться к этому примеру для демонстрации различных инструментов. Важно отметить, что решения по построению DSL носят демонстративный характер, хотя вы можете повторить увиденное и в собственном проекте, это не означает, что представленный вариант единственно верный. Ниже мы детально рассмотрим каждый инструмент.

    Некоторые возможности языка особенно хороши в совокупности с другими и первый инструмент в этом списке — лямбда вне скобок.

    Лямбда вне скобок

    Документация

    Лямбда-выражения или лямбды — это блоки кода, которые можно передавать в функции, сохранять или вызывать. В языке Kotlin тип лямбды обозначается следующим образом (список типов параметров) -> возвращаемый тип. Следуя этому правилу, самый примитивный вид лямбды это () -> Unit, где Unit — это аналог Void с одним исключением. В конце лямбды или функции мы не
    должны писать конструкцию «return ...». Благодаря этому, мы всегда имеем возвращаемый тип, просто в Kotlin это происходит неявно.

    Ниже приведен простейший пример того, как можно сохранить лямбду в переменную:

    val helloPrint: (String) -> Unit = { println(it) }
    

    Для лямбд без параметров компилятор способен самостоятельно вывести тип из уже известных. Однако в нашем случае один параметр есть. Вызов такой лямбды выглядит следующим образом:

    helloPrint("Hello")
    

    В примере выше лямбда принимает один параметр. Внутри лямбды этот параметр по умолчанию имеет имя "it", но если параметров несколько, то вы должны явно перечислить их имена, либо использовать знак подчеркивания "_", чтобы проигнорировать его. Пример ниже демонстрирует такое поведение.

    val helloPrint: (String, Int) -> Unit = { _, _ -> println("Do nothing") }
    helloPrint("Does not matter", 42) //output: Do nothing
    

    Базовый инструмент, который вы уже могли встретить, например, в Groovy, это лямбда вне скобок. Обратите внимание на пример в самом начале статьи, практически каждое использование фигурных скобок, за исключением стандартных конструкций — это использование лямбд. Существует как минимум два способа сделать конструкцию вида x { … }:

    • объект x и его унарный оператор invoke (этот способ обсудим позже);
    • функция x, в которую передают лямбду.

    Независимо от варианта, мы используем лямбды. Допустим, есть функция x(). В языке Kotlin действует следующее правило: если лямбда является последним аргументом функции, то её можно вынести за скобки, если при этом лямбда единственный параметр, то скобки можно не писать. В результате, конструкция x({…}) может быть преобразована в x() {}, а затем, убрав скобки, мы получаем x {}. Объявление такой функции выглядит следующим образом:

    fun x( lambda: () -> Unit ) { lambda() }
    

    или в сокращенной форме для однострочных функций, вы можете записать так:

    fun x( lambda: () -> Unit ) = lambda()
    

    Но что если x — это экземпляр класса, объект, а не функция? Существует другое интересное решение, которое базируется на одной из основополагающих концепций, используемой при построении проблемно-ориентированных языков, переопределение операторов. Давайте рассмотрим этот инструмент.

    Переопределение операторов

    Документация

    Kotlin предоставляет широкий, но ограниченный спектр операторов. Модификатор operator позволяет определять функции по соглашениям, которые будут вызываться при определенных условиях. Очевидным примером является функция plus, которая будет выполнена, при использовании оператора "+" между двумя объектами. Полный перечень операторов вы найдете по ссылке выше в документации.

    Рассмотрим чуть менее тривиальный оператор "invoke". Главный пример этой статьи начинается с конструкции schedule { }. Назначение конструкции — обособить блок кода, который отвечает за тестирование планирования. Для построения такой конструкции используется способ, немного отличающийся от рассмотренного выше: оператор invoke + "лямбда вне скобок". После определения оператора invoke нам становится доступна конструкция schedule(...), при том, что schedule — это объект. Фактически, вызов schedule(...) интерпретируется компилятором как schedule.invoke(…). Давайте посмотрим на декларацию schedule.

    object schedule {
        operator fun invoke(init: SchedulingContext.() -> Unit)  { 
            SchedulingContext().init()
        }
    }
    

    Нужно понимать, что идентификатор schedule отсылает нас к единственному экземпляру класса schedule (синглтону), который помечен специальным ключевым словом object (подробнее о таких объектах, можно прочитать здесь). Таким образом, мы вызываем метод invoke у экземпляра schedule и при этом единственным параметром метода определяем лямбду, которую выносим за скобки. В итоге, конструкция schedule {… } равносильна следующей:

    schedule.invoke( { code inside lambda } )
    

    Однако если вы посмотрите внимательнее на метод invoke, то увидите не обычную лямбду, а "лямбду с обработчиком" или "лямбду с контекстом", тип которой записывается следующим образом: SchedulingContext.() -> Unit
    Пора разобраться с тем, что это такое.

    Лямбда с обработчиком

    Документация

    Kotlin дает нам возможность установить контекст для лямбда-выражения. Контекст — это обычный объект. Тип контекста опрелеляется вместе с типом лямбда-выражения. Такая лямбда приобретает свойства нестатического метода в классе контекста, но с доступом только к публичному API этого класса.
    В то время как тип обычной лямбды определяется так: () -> Unit, тип лямбды с контекстом типа Х определяется так: X.()-> Unit и, если первый тип лямбд можно запускать привычным образом:

    val x : () -> Unit = {}
    x()
    

    то для лямбды с контекстом нужен контекст:

    class MyContext
    
    val x : MyContext.() -> Unit = {}
    
    //x() //won’t be compiled, because a context isn’t defined 
    
    val c = MyContext() //create the context
    
    c.x() //works
    
    x(c) //works as well
    

    Напомню, что в объекте schedule у нас определен оператор invoke (см. предыдущий параграф), который позволяет нам использовать конструкцию:

    schedule { }
    

    Лямбда, которую мы используем, имеет контекст типа SchedulingContext. В этом классе определен метод data. В результате у нас получается следующая конструкция:

    schedule {
        data {
            //...
        }
    }
    

    Как вы вероятно догадались, метод data принимает лямбду с контекстом, однако, контекст уже другой. Таким образом, мы получаем вложенные структуры, внутри которых доступно одновременно несколько контекстов.

    Чтобы детально понять как работает этот пример, давайте уберем весь синтаксический сахар:

    schedule.invoke({
        this.data({
        })
    })
    

    Как вы видите, всё предельно просто.
    Давайте взглянем на реализацию оператора invoke.

    operator fun invoke(init: SchedulingContext.() -> Unit)  { 
        SchedulingContext().init()
    }
    

    Мы вызываем конструктор для контекста: SchedulingContext(), а затем на созданном объекте (контексте) вызываем лямбду с идентификатором init, которую мы передали в качестве параметра. Это очень похоже на вызов обычной функции. В результате, в одной строке SchedulingContext().init() мы создаем контекст и вызываем переданную в оператор лямбду. Если вас интересуют другие примеры, то обратите внимание на методы apply и with из стандартной библиотеки Kotlin.

    В последних примерах мы рассмотрели оператор invoke и его взаимодействие с другими инструментами. Далее мы сфокусируемся на другом инструменте, который формально является оператором и делает наш код чище, а именно на соглашении для get/set методов.

    Соглашение для get/set методов

    Документация

    При разработке DSL мы можем реализовывать синтаксис доступа к ассоциативному массиву по одному или более ключам. Взглянем на пример ниже:

    availabilityTable[DayOfWeek.MONDAY, 0] = true
    println(availabilityTable[DayOfWeek.MONDAY, 0]) //output: true
    

    Чтобы использовать квадратные скобки, необходимо реализовать методы get или set в зависимости от того, что нужно (чтение или запись) с модификатором operator. Пример реализации этого инструмента вы можете найти в классе Matrix на GitHub по ссылке. Это простейшая реализация обертки для работы с матрицами. Ниже часть кода, которая интересует нас.

    class Matrix(...) {
        private val content: List>
        operator fun get(i: Int, j: Int) = content[i][j]
        operator fun set(i: Int, j: Int, value: T) { content[i][j] = value }
    }
    

    Типы параметров функций get и set ограничены только вашей фантазией. Вы можете использовать как один, так и несколько параметров для get/set функций и обеспечивать комфортный синтаксис для доступа к данным. Операторы в Kotlin привносят много интересных возможностей, с которыми вы можете ознакомиться в документации.

    К удивлению, в стандартной библиотеке Kotlin есть класс Pair, но почему? Большая часть сообщества считает, что класс Pair — это плохо, с ним пропадает смысл связи двух объектов и становится не очевидно, почему они в паре. Следующие два инструмента демонстрируют, как можно и осмысленность пары сохранить, и не создавать лишние классы.

    Псевдонимы типа

    Документация

    Представим, что нам нужен класс-обертка для точки на плоскости с целочисленными координатами. В принципе, нам подходит класс Pair<Int, Int>, но в переменной такого типа в один момент мы можем потерять понимание того, зачем мы связываем значения в пару. Очевидные пути исправления — это либо писать собственный класс, либо еще, что похуже. В Kotlin арсенал разработчика пополняется псевдонимами типа, которые записываются следующим образом:

    typealias Point = Pair
    

    Фактически, это обычное переименование конструкции. Благодаря такому подходу, нам не нужно создавать класс Point, который в данном случае просто дублировал бы пару. Теперь, мы можем создавать точки следующим образом:

    val point = Point(0, 0)
    

    Однако у класса Pair есть два свойства, first и second, и как бы нам переименовать эти свойства так, чтобы стереть всякие различия между желаемым классом Point и Pair? Сами свойства переименовать не удастся, но в нашем инструментарии есть замечательная возможность, которую народные умельцы обозначили как мульти-декларации.

    Мульти-декларации (Destructuring declaration)

    Документация

    Для простоты понимания примера рассмотрим ситуацию: у нас есть объект типа Point, как мы знаем из примера выше, это всего лишь переименованный тип Pair<Int, Int>. Как видно из реализации класса Pair стандартной библиотеки, он помечен модификатором data, а это значит, что, среди прочего, в данном классе мы получаем сгенерированные методы componentN. Давайте о них и поговорим.

    Для любого класса мы можем определить оператор componentN, который будет предоставлять доступ к одному из свойств объекта. Это означает, что вызов метода point.component1 равносилен вызову point.first. Теперь разберемся, зачем нужно это дублирование.

    Что такое мульти-декларации? Это способ "разложить" объект по переменным. Благодаря этой функциональности, мы можем написать следующую конструкцию:

    val (x, y) = Point(0, 0)
    

    У нас есть возможность объявить сразу несколько переменных, но что окажется в качестве значений? Именно для этого нам и нужны генерируемые методы componentN, в соответствии с порядковым номером, вместо N, начиная с 1, мы можем разложить объект на набор его свойств. Так, например, запись выше эквивалентна следующей:

    val pair = Point(0, 0)
    val x = pair.component1()
    val y = pair.component2()
    

    что в свою очередь равносильно:

    val pair = Point(0, 0)
    val x = pair.first
    val y = pair.second
    

    где first и second это свойства объекта Point.

    Конструкция for в Kotlin имеет следующий вид, где x последовательно принимает значения 1, 2 и 3:

    for(x in listOf(1, 2, 3)) { … }
    

    Обратим внимание на блок assertions в DSL из основного примера. Для удобства часть его я приведу ниже:

    for ((day, lesson, student, teacher) in scheduledEvents) { … }
    

    Теперь всё должно быть очевидно. Мы перебираем коллекцию scheduledEvents, каждый элемент которой раскладывается на 4 свойства, описывающие текущий объект.

    Extension функции

    Документация

    Добавление собственных методов к объектам из сторонних библиотек или добавление методов в Java Collection Framework — давняя мечта многих разработчиков. И теперь у всех нас есть такая возможность. Объявление расширяющих функций выглядит следующим образом:

    fun AvailabilityTable.monday(from: String, to: String? = null)
    

    В отличии от обычного метода, мы добавляем название класса перед названием метода, чтобы обозначить какой именно класс мы расширяем. В примере AvailabilityTable это псевдоним для типа Matrix и, так как псевдонимы в Kotlin это только переименование, то в результате такая декларация равносильна приведенной в примере ниже, что не всегда удобно:

    fun Matrix.monday(from: String, to: String? = null)
    

    Но, к сожалению, ничего с этим поделать нельзя, кроме как не использовать инструмент или добавлять методы только в определенный класс контекста. Тогда магия появляется только там, где она нужна. Более того, вы можете расширять этими функциями даже интерфейсы. Хорошим примером будет метод first, расширяющий любой Iterable объект следующим образом:

    fun  Iterable.first(): T
    

    В итоге, любая коллекция, основанная на интерфейсе Iterable, вне зависимости от типа элемента, получает метод first. Интересно то, что мы можем поместить extension метод в класс контекста и благодаря этому иметь доступ к расширяющему методу только в определенном контексте (см. выше лямбда с контекстом). Более того, мы можем создавать extension функции и для Nullable типов (объяснение Nullable типов выходит за рамки статьи, но при желании вы можете почитать здесь). Например, функция isNullOrEmpty из стандартной библиотеки Kotlin, которая расширяет тип CharSequence?, может быть использована следующим образом:

    val s: String? = null
    s.isNullOrEmpty() //true
    

    Сигнатура этой функции представлена ниже:

    fun CharSequence?.isNullOrEmpty(): Boolean
    

    При работе из Java с такими Kotlin функциями, extension функции доступны как статические.

    Infix функции

    Документация

    Очередной способ подсладстить синтаксис — это infix функции. Проще говоря, благодаря этому инструменту мы получили возможность избавиться от лишнего зашумления кода в простых ситуациях.
    Блок assertions из основного примера статьи демонстрирует использование этого инструмента:

    teacherSchedule[day, lesson] shouldNotEqual null
    

    Такая конструкция эквивалентна следующей:

    teacherSchedule[day, lesson].shouldNotEqual(null)
    

    Есть ситуации, когда скобки и точки излишни. Именно на этот случай нам нужен infix модификатор для функций.
    В коде выше, конструкция teacherSchedule[day, lesson] возвращает элемент расписания, а функция shouldNotEqual проверяет, что элемент не равен null.

    Чтобы объявить такую функцию необходимо:

    • указать модификатор infix;
    • определить ровно один параметр.

    Вы можете комбинировать два последних инструмента, как в коде ниже:

    infix fun  T.shouldNotEqual(expected: T)
    

    Обратите внимание, что дженерик тип по умолчанию наследник Any (не Nullable иерархии типов), однако, в таких случаях, мы не можем использовать null, по этому необходимо явно указать тип Any?

    Контроль контекста

    Документация

    Когда мы используем много вложенных контекстов, то на самом нижнем уровне получается гремучая смесь, так, например, без какого-либо контроля может получиться следующая конструкция, не имеющая смысла:

    schedule { //context SchedulingContext
        data { //context DataContext + external context SchedulingContext
            data { } //possible, as there is no context control
        }
    }
    

    До версии Kotlin 1.1 уже существовал способ, как этого избежать. Создание собственного метода data во вложенном контексте DataContext, а затем пометка его аннотацией Deprecated с уровнем ERROR.

    class DataContext {
        @Deprecated(level = DeprecationLevel.ERROR, message = "Incorrect context")
        fun data(init: DataContext.() -> Unit) {}
    }
    

    Благодаря такому поодходу мы могли исключить возможность недопустимого построения DSL. Однако, при большом количестве методов в SchedulingContext, мы получали определенное количество рутинной работы, отбивающей всё желание контролировать контекст.

    В Kotlin 1.1 появился новый инструмент для контроля — аннотация @DslMarker. Она применяется на ваши собственные аннотации, которые, в свою очередь, нужны для маркирования ваших контекстов. Создадим свою аннотацию, которую пометим с помощью нового инструмента в нашем арсенале:

    @DslMarker
    annotation class MyCustomDslMarker
    

    Затем необходимо разметить контексты. В нашем основном примере это SchedulingContext и DataContext. Благодяря тому, что мы помечаем каждый из классов единым маркером DSL, происходит следующее:

    @MyCustomDslMarker
    class SchedulingContext { ... }
    
    @MyCustomDslMarker
    class DataContext { ... }
    
    fun demo() {
        schedule { //context SchedulingContext
            data { //context DataContext + external context SchedulingContext is forbidden
                // data { } //will not compile, as contexts are annotated with the same DSL marker
            }
        }
    }
    

    Не смотря на всю восхитительность такого подхода, сокращающего кучу сил и времени, остается одна проблема. Если вы обратите внимание на наш главный пример, то увидите следующий код:

    schedule {
        data {
            student {
                name = "Petrov"
            }
            ...
        }
    }
    

    В этом примере у нас появляется третий уровень вложенности и вместе с ним новый контекст Student, который, на деле, сущностной класс, часть модели, а значит нам нужно пометить аннотацией @MyCustomDslMarker еще и сущностную модель, что, на мой взгляд, не верно.

    В контексте Student вызовы data {} всё так же запрещены, т.к. внешний DataContext никуда не делся, но эти конструкции остаются валидны:
    javaschedule { data { student { student { } } } }

    Пытаясь решить эту проблему с помощью аннотаций, у нас смешивается код для тестирования и бизнес код, а это в большинстве случаев нам не подойдет. Решения здесь три:

    1. Использовать дополнительный контекст для создания студента, например, StudentContext. Это похоже на безумие и перестает оправдывать преимущества @DslMarker.

    2. Создать интерфейсы для всех сущностей, например, IStudent (наименование здесь не важно), создать контексты-пустышки, наследующие эти интерфейсы, и делегировать реализацию объектам студентов, что тоже на грани бреда.
      @MyCustomDslMarker
      class StudentContext(val owner: Student = Student()): IStudent by owner

    3. Воспользоваться аннотацией @Deprecated, как в примерах выше. В данном случае, пожалуй, это лучшее решение, которым можно воспользоваться.
      Просто добавляем deprecated extension метод для всех Identifiable объектов.

       @Deprecated("Incorrect context", level = DeprecationLevel.ERROR)
       fun Identifiable.student(init: () -> Unit) {}
      

    В итоге, комбинируя разные инструменты, мы строим комфортный DSL для решения наших задач.

    Минусы использования DSL

    Попытаемся быть более объективными в применении DSL на Kotlin и разберемся, какие минусы есть у использования DSL в вашем проекте.

    Переиспользование части DSL

    Представим, что вам нужно переипользовать часть своего DSL, вы хотите взять часть кода и дать возможность его легко повторить. Хотя в самых простых случаях с единственным конктекстом мы можем спрятать повторяемую часть DSL в extension функцию, в большинстве ситуаций это нам не подходит.

    Возможно, вы подскажете интересные варианты, но сейчас мне известно два решения этой проблемы: добавлять "именованные callback'и", как составляющую DSL, или плодить лямбды. Второй вариант проще, но его последствия могут превратиться в самый настоящий ад, когда вы пытаетесь отследить последовательность вызовов. Естественно, когда у нас появляется много императивного поведения подход с DSL начинает от этого страдать, отсюда и эта проблема.

    This, it!?

    Крайне легко потерять смысл текущего this и it в ходе взаимодействия со своим DSL. Если вы где-то используете it, как название параметра по умолчанию, и осознаете, что осмысленное название для этого параметра будет лучше, то просто сделайте это. Лучше немного очевидного кода, чем много неочевидных багов.

    Наличие контекста может сбить с толку человека, который с ними никогда не работал. Однако теперь в вашем арсенале есть "лямбда с контекстом" и вас стало еще труднее поставить в тупик появлянием странных методов внутри DSL. Помните, что на крайний случай вы можете присвоить контекст переменной, например, val mainContext = this

    Вложенность

    Эта проблема тесно переплетена с первым в нашем списке минусом. Использование вложенных во вложенные во вложенных конструкций двигает весь ваш осмысленный код вправо. Если это терпимо, то пусть так и остается, но в тот момент, когда вы сдвинулись "слишком сильно", разумно применить лямбды. Естественно, такой подход ухудшает читаемость DSL, но это некоторый компромисс, в том случае, когда DSL подразумевает не только создание структур, но и какую-то логику. При создании тестов на DSL (кейс, который мы разбирали в ходе статьи), этой проблемы нет, т.к. данные описываются компактными структурами.

    Где доки, Зин?

    Если вы когда-либо подступались к чужому DSL, то у вас наверняка вставал вопрос: "Где документация?". На этот счет у меня есть свое мнение. Если вы пишете DSL, который будет использован не только вами, то лучшей документацией будут примеры использования. Сама по себе документация важна, но скорее в качестве дополнительной справки. Смотреть её довольно неудобно, т.к. наблюдатель проблемно-ориентированного языка задается естественным вопросом: "Что мне нужно вызвать, чтобы получить результат?" и, по моему опыту, здесь эффективнее всего себя показывают примеры использования для схожих ситуаций.

    Заключение

    В статье мы рассмотрели инструменты, благодаря которым вы с легкостью построите собственный проблемно-ориентированный язык. Теперь у вас не должно возникать сомнений о том, как это работает.

    Возможно, я что-то ненамеренно пропустил, пожалуйста, напишите об этом в комментариях и статья будет дополнена. Важно помнить, что DSL не панацея. Когда получаешь такой мощный молоток, то всё подряд представляется гвоздём, но это не так.

    Потренируйтесь "на кошках", как герой одного известного фильма, сделайте DSL для тестов, а затем, сделав множество ошибок, и после появления опыта, рассмотрите и другие применения.
    Желаю успехов в разработке проблемно-ориентированных языков!

    Jmix - это open-source платфора быстрой разработки бизнес-приложений на Java