ERP-система для логистической компании
-
1 разработчик
-
Автоматизация 80% процессов
-
Сокращение затрат топлива на 20%
Ситуация
ГК «Алт Авто» — крупнейшая транспортная компания Алтайского края, в ее автопарке более 700 машин. У компании несколько направлений работы: длительные рейсы в города России и СНГ, дистрибуция товаров по розничным торговым сетям и вывоз руды из мест разработки. В последнее время на каждого логиста «Алт Авто» приходилось более 100 машин. Их работа стала слишком сложной и трудоемкой. Кроме того, эффективность снижалась из-за человеческого фактора. В компании понимали, что необходима комплексная автоматизация бизнес-процессов. Готовые решения не очень подходили для задач «Алт Авто». Во-первых, они не позволяли автоматизировать все направления работы в одной системе, для каждого бы понадобилась отдельная конфигурация и отдельная база данных. Вдобавок к этому готовые решения содержали функциональность бухгалтерского учета, которая была не нужна логистам, но усложняла интерфейс. Поэтому в компании решили разработать собственную систему автоматизации. Проект стартовал в 2017 году.
В «Алт Авто» рассматривали различные инструменты для ускорения разработки. Какие-то были слишком дорогими, в каких-то не было нужных компании функций. В итоге платформа Jmix (ранее — CUBA Platform) лучше всего подошла для задач «Алт Авто». Весь проект реализовал один разработчик. Он самостоятельно изучил Jmix и разработал очень эффективное решение. Оно автоматизировало 80% работы, снизило расход топлива более чем на 20% и помогает экономить более 30 тысяч рублей (400 долларов) на услугах конференц-связи.
Задача
Запрос на автоматизацию появился у «Алт Авто», когда у логистов стало слишком много работы, а сами задачи — слишком сложными. При этом у каждого направления работы своя специфика в составлении графика рейсов и расчете оплаты труда водителей.
Весь масштабный проект выполнил один штатный разработчик «Алт Авто», Никита Леденев. Он пришел в профессию более 17 лет назад, начинал с Delphi и С++, а около 5 лет назад стал осваивать Java. При создании ERP-системы Никита Леденев решил использовать инструменты для ускорения процесса.
«Мы рассматривали различные инструменты. Одним из вариантов была платформа Oracle BI, но она оказалась для нас слишком дорогой. Другой вариант — Play Framework — не подошел для наших задач, поскольку, по сути, это основа для приложения без стандартного набора функций и компонентов. Оптимальным вариантом стал Jmix — на мой взгляд, это что-то среднее между RAD и высокоуровневым фреймворком. Это не замкнутая экосистема, у нее нет ограничений, которые невозможно преодолеть. Технически, на Jmix можно реализовать все то же самое, что и на чистом Java. При этом в платформе есть инструменты для быстрой разработки бизнес-приложений и решения стандартных задач, например, создания сущностей и форм. Таким образом, разработчик может сконцентрироваться на логике работы приложения. По Jmix много понятной документации в открытом доступе, поэтому я быстро освоился, хотя до этого Java была для меня второстепенным языком».
говорит Никита Леденев.
Решение
Разработка ERP-системы началась с автоматизации планирования рейсов в рамках дистрибуции товаров по розничным торговым сетям. В сентябре 2017 года, всего через 4 месяца после старта проекта, система была запущена в эксплуатацию. На базе Jmix реализованы алгоритмы для автоматизации работы, которую раньше выполняли логисты вручную. Для планирования работы в «Алт Авто» используют терминал с тачскрином — там отмечаются водители, готовые выйти в рейс. Система автоматически подбирает для них задачу и отправляет смс со всей информацией, необходимой для выполнения. Заявки на развозку товаров от крупнейших российских торговых сетей, с которыми сотрудничает «Алт Авто», подгружаются в систему через REST API. В каждой заявке содержится информация о грузе, графике и маршруте. На основе этого маршрутный лист для водителя создается в один клик.
В дальнейшем функциональность ERP-системы расширилась. Автоматизирован также вывоз руды с месторождений. Раньше логистам приходилось самостоятельно рассчитывать, какое количество транспортных средств понадобится для выполнения договора и какое количество рейсов им придется выполнить. Благодаря ERP-системе теперь вручную выполняется минимум действий. Логисты могут просто добавить в карточку маршрутного листа нужные договор и маршрут, и система все рассчитает. Сотрудникам «Алт Авто» останется просто выбрать машины из предложенного списка тех, которые подходят и готовы к работе.
Для каждого направления работы «Алт Авто» в ERP-системе реализована своя логика расчета зарплаты водителей.
Для менеджеров предусмотрен планировщик задач по типу канбан-доски.
В ERP-системе упорядочено хранение информации по различным аспектам работы. Созданы справочники по транспортным средствам, водителям, штрафам и т.д., а также архив кадровых и юридических документов. По каждому автомобилю можно видеть статус («в работе» или «простой») и план работы на день.
Еще одна важная задача, которую удалось решить в ходе проекта — это контроль расхода топлива и использования топливных карт. В ERP-системе можно добавлять в маршрутные листы запланированные заправки. Кроме того, из информационных систем АЗС «Газпрома», «Роснефти» и собственной сети заправок «Алт Авто» импортируются данные об использовании топливных карт. План сравнивается с фактическими данными, и таким образом можно выявлять случаи использования топливных карт, которые не предусмотрены планом.
При помощи нестандартного сочетания технологий разработчику «Алт Авто» удалось эффективно реализовать мобильную конференц-связь и рассылку смс-оповещений. Раньше в «Алт Авто» пользовались услугами конференц-связи от местного оператора связи. Проблема состояла в том, что для входа в конференцию нужно было самостоятельно набирать ее номер, а многие сотрудники забывали это сделать. Новое решение создано на основе технологий Jmix и открытого решения для VoIP-телефонии Asterisk, а также шлюза, который преобразует обычные сим-карты в VoIP-транки. Через веб-приложение можно управлять конференциями: приглашать участников, устанавливать время начала и окончания. Когда конференция начинается, с преобразованных в VoIP-транки сим-карт поступают звонки участникам. Эта же система выполняет рассылку смс по сотрудникам компании.
Результат
ERP-система автоматизировала 80% задач, связанных с планированием поездок, составлением маршрутных листов и расчетом заработной платы водителей. Это помогает логистам выполнять всю работу вовремя. Кроме того, у сотрудников «Алт Авто» освободилось время, чтобы заниматься задачами, до которых раньше не доходили руки. Еще один важный момент — удалось свести к минимуму количество ручных расчетов. Сотрудники «Алт Авто» теперь только проверяют результаты за системой. Автоматизация помогла значительно сократить количество ошибок, вызванных человеческим фактором и высокой нагрузкой на персонал.
Еще один результат внедрения системы — заметно снизился расход топлива, с 42 литров на 100 километров до 33.
VoIP-телефония оказалась дешевле конференц-связи, что позволяет экономить около 30 тысяч рублей (400 долларов) в месяц.
В планах у компании запустить Android-приложение для водителей, в котором можно будет зарегистрироваться в рейс, отслеживать маршрут по карте, подавать заявки на техобслуживание автомобиля и получать различные уведомления от компании. Для его разработки выбраны технологии с открытым кодом. В качестве технологической основы используется свободно распространяемый мессенджер Element.io (раньше — Riot), который планируется модифицировать в соответствии с задачами «Алт Авто». При помощи Jmix будет обеспечиваться взаимодействие между Android-приложением и ERP-системой.